Страница обновлена 05.02.2021

 

                                            

«Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта.
Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
 

Владимир Путин

Государственная программа «Доступная среда»

Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2020 года.

Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы

Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Федеральные документы


Инклюзивное образование с реализацией программы "Доступная среда" в ГПОАУ ЯО Заволжском политехническом колледже

В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.

Документы ГПОАУ ЯО Заволжского политехнического колледжа

Программа «Доступная среда»

Программа «Доступная среда» в ГПОАУ ЯО Заволжском политехническом колледже направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашего колледжа.

Программа «Доступная среда» обеспечивает:

  • создание в ГПОАУ ЯО Заволжском политехническом колледже специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
  • социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в образовательном учреждении;
  • реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.

Ожидаемые результаты:

  • позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;
  • обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах,  выставках, конференциях различного уровня.

Задачи программы:

1. Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.

2. Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики нарушения развития, социального опыта.

3. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам.

4. Разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ.

5. Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.

6. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.

7. Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.

 Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:

1.     Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ.

2.     Осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.

3.     Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение.

 Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов:

1.     Сориентировать коллектив школы на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ.

2.     Повысить  профессиональную компетентность педагогов и специалистов.

3.     Формировать условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ.

 Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:

  • Информирование родителей о программе «Доступная среда», о создании  безбарьерной среды в колледже для детей с ОВЗ.
  • Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого- педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ.
  • Организация совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей с целью повышения активности участия детей с ОВЗ в программе «Доступная среда»:развитие ключевых компетенций детей за счёт организации информационно-образовательного пространства колледжа; реабилитация и сохранение физического и психического здоровья обучающихся; оптимизация современной образовательной инфраструктуры в ГПОАУ ЯО Заволжском политехническом колледже.  

Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.


Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Колледж располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ, практических занятий и занятий теоретической подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ.

Для инвалидов всех нозологий доступны кабинеты первого этажа, в том числе компьютерный класс, санитарно- гигиенические комнаты, спортивный и тренажерный залы, конференц-зал, столовая, буфет. Для оказания доврачебной медицинской помощи оборудован медицинский пункт; комнаты первого этажа студенческого общежития соответствуют требованиям для проживания инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата; горячее питание студентов и сотрудников организовано в столовой и буфете колледжа, в том числе, бесплатное двухразовое питание обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ, санитарно-гигиенические требования и безопасность студентов обеспечиваются во всех зданиях колледжа.

Для организации учебного процесса при реализации образовательной программы профессиональной подготовки по профессии «Кухонный рабочий» для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеются: учебные кабинеты: 

  • № 21 – кабинет истории
  • № 25 – лаборатория микробиологии, санитарии и гигиены
  • №26–кабинет технологии кулинарного и кондитерского производства
  • №27-кабинет –лаборатория технологического оборудования производства хлеба, кондитерских и макаронных изделий , кабинет технологии изготовления хлеба и хлебобулочных изделий
  • № 29 - кабинет социально-экономических дисциплин
  • № 33 - кабинет охраны труда и основ безопасности жизнедеятельности
  • Библиотека
  • Спортивный зал
  • Спортивная площадка

Учебная пекарня оснащена следующими видами материалов:

  • Ванна моечная -2х секционная -3,
  • Ванна моечная 3-х секционная – 1,
  • Рукомойник -1
  • Стеллаж металлический под посуду - 2,
  • Плита индукционная 2-х конфорочная- ПЭ-024М  - 4,
  • Стол пристенный – 3,
  • Шкаф для посуды – 1,
  • Пароконвектомат Atesy -1, AПК-10 – 1,
  • Шкаф пекарский – ПРК-54/3 – 1,
  • Весы электронные- КАС - 2,
  • Привод универсальный-ЧС 1007 - 1 ,
  • Лист для пекарского шкафа-10,
  • Формы для хлеба-20 шт
  • Гастроемкость -28,
  • Мясорубка МИМ-600-1,
  • Универсальная кухонная машина - 4
  • Шкаф холодильный- Cardona R 560 – 1,
  • Ларь морозильный – 1,  
  • Стол кондитерский - 2,
  • Блендер БОШ -300 -   5,
  • Блинница - GASTRORAG B-010 – 1,
  • Тестомесc Castrorag-HS-20D – 1,
  • Шпилька GASTRORAG ХМ-15 – 1

Для реализации целей инклюзивного образования и обеспечения профессионального образования и профессиональной подготовки лиц с ОВЗ и инвалидов в колледже создано структурное подразделение- Центр профессиональной реабилитации обучающихся с ОВЗ и инвалидов.  Предусмотрен штат сотрудников центра в составе:

  • Руководитель центра,
  • Педагог психолог,
  • Врач,
  • Медицинская сестра,
  • Социальный педагог.

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Адаптированная образовательная программа профессиональной подготовки по профессии «Кухонный рабочий» обеспечена учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам (профессиональным модулям) учебного плана. 

Обеспечивается доступ каждого обучающегося к библиотечным фондам. Библиотечный фонд укомплектован основной и дополнительной учебной литературой. Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания. Имеются учебные пособия, опорные схемы, конспекты, разработанные преподавателями и мастерами производственного обучения, которые в целом охватывают учебный материал, предусмотренный учебными программами дисциплин и профессиональным модулям. 

При проведении теоретических занятий используется мультимедиа комплексы, что обеспечивает наглядность процесса обучения и повышает его качество.

На договорной основе используется специальное техническое средство звукоусиливающая аппаратура (Портативная информационная система Исток-2А) для слабослышащих обучающихся.

Для успешного педагогического обучения инвалидов в колледже созданы комфортные и доступные условия: оборудованы пандусы в учебный корпус и спортивный зал; обеспечена без барьерная зона первых этажей учебного корпуса и корпуса столовой (учебно- производственного участка для подготовки технологов, поваров, пекарей и кухонных рабочих); приспособлены санитарно- гигиенические комнаты; на первом этаже оборудован компьютерный класс, конференц- зал, буфет; в кабинете ПЭВМ созданы условия для дистанционного обучения инвалидов. В соответствии с программой реабилитации инвалида (при необходимости) разрабатывается индивидуальная образовательная программа, осуществляется адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям обучающихся, учебный процесс корректируется в соответствии с особенностями и потребностями инвалидов.

   

Педагогическими средствами созданной в колледже здоровье сберегающей среды являются: адаптивная физическая культура, спортивные секции, спортивные соревнования, игры, праздники, участие в сдаче норм ГТО, проводимые в спортивном зале колледжа.

   

Контроль состояния здоровья обучающихся осуществляется медицинскими работниками колледжа, (имеется лицензированный медицинский кабинет).

Врачами учреждений здравоохранения через медицинские осмотры. Для обучающихся с ОВЗ ежегодно организуется оздоровительная смена в санаторий-профилакторий системы профессионального образования Ярославской области. 

       

Важную роль в создании и развитии здоровьесберегающей среды колледжа играет служба психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, куда входят: руководитель Центра профессиональной реабилитации, социальный педагог, педагог-психолог, врач, медицинский работник, мастера производственного обучения, классные руководители. Коллегиальным органом управления службы сопровождения является Психолого-медико-педагогический консилиум, который решает задачи получения и комплексного анализа необходимой информации о психофизиологических особенностях обучающегося, его потребностях и уровне развития; принимает решения по стратегии сопровождения и организации деятельности участников образовательного процесса для оказания необходимой поддержки и помощи обучающемуся, способствует предупреждению проблем развития; оказанию помощи в социализации, в преодолении учебных трудностей, в разрешении проблем взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями. Психолого-медико-педагогический консилиум, в случае необходимости, даёт рекомендации по направлению и содержанию реализации коррекционно- развивающего компонента адаптивно-воспитательной системы колледжа в отношении отдельных обучающихся с ОВЗ.

      Воспитательное воздействие внеучебной деятельности связано с включением обучающихся с ОВЗ в социальный контекст студенческой жизни, расширение доступного им репертуара социальных ролей, а за счет этого – повышение уровня социальной адаптации. Признаком адаптивности воспитательной среды колледжа является разнообразие видов организованной внеучебной деятельности, что позволяет удовлетворить потребности студентов с ОВЗ в соответствии с их возможностями и интересами. Основными педагогическими средствами являются: реализация дополнительных общеразвивающих программ, волонтёрское движение, социальные акции.

Дополнительное образование направлено на создание условий для развития личности, повышение мотивации к познанию и творчеству; на профилактику асоциального поведения; на укрепление психического и физического здоровья обучающихся, поддержание позитивного эмоционального состояния. Программы дополнительного образования, разработанные в Заволжском политехническом колледже, адаптированы для обучающихся с ОВЗ и инвалидов, т.е. учитывают их особые образовательные потребности, возрастные и психофизические особенности.

В рамках дополнительного образования работает кружок профессиональной направленности «Занимательная кулинария», функционируют спортивные секции: по общей физической подготовке (ОФП), по волейболу, по настольному теннису.  Для обучающихся с ОВЗ реализуется социально- педагогическая программа «Стимул», направленная на развитие коммуникативных навыков, освоение методов психологической защиты, формирование умений самопрезентации, изучение методик активного поиска работы.

Студенческое общежитие расположено на территории ГПОАУ ЯО Заволжского политехнического колледжа.

 



Warning: simplexml_load_file(): php_network_getaddresses: getaddrinfo failed: Name or service not known in /var/www/html/versions/1618566681/components/banners/banners.php on line 9

Warning: simplexml_load_file(https://cms2.edu.yar.ru/data/collections/banners/data.xml): failed to open stream: php_network_getaddresses: getaddrinfo failed: Name or service not known in /var/www/html/versions/1618566681/components/banners/banners.php on line 9

Warning: simplexml_load_file(): I/O warning : failed to load external entity "https://cms2.edu.yar.ru/data/collections/banners/data.xml" in /var/www/html/versions/1618566681/components/banners/banners.php on line 9

Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/html/versions/1618566681/components/banners/banners.php on line 11