![]() |
«Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Владимир Путин |
Государственная программа «Доступная среда»
Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2020 года.
Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы
Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Федеральные документы
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Раздел V.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
- "Конституция Российской Федерации" (ст.8)
- "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
- Конвенция о правах инвалидов
- Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы (http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0)
- Официальный сайт государственной программы «Доступная среда» (http://zhit-vmeste.ru/)
- Федеральный перечень ОО, осуществляющих обучение по АООП для обучающихся с ОВЗ, включенных в государственную программу РФ "Доступная среда" на 2011-2020гг
- Приказ "Об утверждении плана мероприятий("дорожной карты") МОиН РФ по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования" 02.12.2015 №1399
Инклюзивное образование с реализацией программы "Доступная среда" в ГПОАУ ЯО Заволжском политехническом колледже
В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Документы ГПОАУ ЯО Заволжского политехнического колледжа
- Положение о Центре профессиональной реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов ГПОАУ ЯО Заволжского политехнического колледжа..
- Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме ГПОАУ ЯО Заволжского политехнического колледжа.
- Паспорт доступности.
- Программа обучения (инструктажа) персонала по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности для инвалидов объекта и предоставляемых в нём услуг в сфере образования (далее – услуги) ГПОАУ ЯО Заволжского политехнического колледжа.
Программа «Доступная среда»
Программа «Доступная среда» в ГПОАУ ЯО Заволжском политехническом колледже направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашего колледжа.
Программа «Доступная среда» обеспечивает:
- создание в ГПОАУ ЯО Заволжском политехническом колледже специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в образовательном учреждении;
- реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.
Ожидаемые результаты:
- позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;
- обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах, выставках, конференциях различного уровня.
Задачи программы:
1. Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.
2. Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики нарушения развития, социального опыта.
3. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам.
4. Разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ.
5. Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.
6. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.
7. Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.
Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:
1. Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
2. Осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.
3. Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение.
Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов:
1. Сориентировать коллектив школы на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ.
2. Повысить профессиональную компетентность педагогов и специалистов.
3. Формировать условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ.
Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:
- Информирование родителей о программе «Доступная среда», о создании безбарьерной среды в колледже для детей с ОВЗ.
- Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого- педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ.
- Организация совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей с целью повышения активности участия детей с ОВЗ в программе «Доступная среда»:развитие ключевых компетенций детей за счёт организации информационно-образовательного пространства колледжа; реабилитация и сохранение физического и психического здоровья обучающихся; оптимизация современной образовательной инфраструктуры в ГПОАУ ЯО Заволжском политехническом колледже.
Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Колледж располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ, практических занятий и занятий теоретической подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ.
Для инвалидов всех нозологий доступны кабинеты первого этажа, в том числе компьютерный класс, санитарно- гигиенические комнаты, спортивный и тренажерный залы, конференц-зал, столовая, буфет. Для оказания доврачебной медицинской помощи оборудован медицинский пункт; комнаты первого этажа студенческого общежития соответствуют требованиям для проживания инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата; горячее питание студентов и сотрудников организовано в столовой и буфете колледжа, в том числе, бесплатное двухразовое питание обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ, санитарно-гигиенические требования и безопасность студентов обеспечиваются во всех зданиях колледжа.
Для организации учебного процесса при реализации образовательной программы профессиональной подготовки по профессии «Кухонный рабочий» для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеются: учебные кабинеты:
- № 21 – кабинет истории
- № 25 – лаборатория микробиологии, санитарии и гигиены
- №26–кабинет технологии кулинарного и кондитерского производства
- №27-кабинет –лаборатория технологического оборудования производства хлеба, кондитерских и макаронных изделий , кабинет технологии изготовления хлеба и хлебобулочных изделий
- № 29 – кабинет социально-экономических дисциплин
- № 33 – кабинет охраны труда и основ безопасности жизнедеятельности
- Библиотека
- Спортивный зал
- Спортивная площадка
Учебная пекарня оснащена следующими видами материалов:
- Ванна моечная -2х секционная -3,
- Ванна моечная 3-х секционная – 1,
- Рукомойник -1
- Стеллаж металлический под посуду – 2,
- Плита индукционная 2-х конфорочная- ПЭ-024М – 4,
- Стол пристенный – 3,
- Шкаф для посуды – 1,
- Пароконвектомат Atesy -1, AПК-10 – 1,
- Шкаф пекарский – ПРК-54/3 – 1,
- Весы электронные- КАС – 2,
- Привод универсальный-ЧС 1007 – 1 ,
- Лист для пекарского шкафа-10,
- Формы для хлеба-20 шт
- Гастроемкость -28,
- Мясорубка МИМ-600-1,
- Универсальная кухонная машина – 4
- Шкаф холодильный- Cardona R 560 – 1,
- Ларь морозильный – 1,
- Стол кондитерский – 2,
- Блендер БОШ -300 - 5,
- Блинница – GASTRORAG B-010 – 1,
- Тестомесc Castrorag-HS-20D – 1,
- Шпилька GASTRORAG ХМ-15 – 1
Для реализации целей инклюзивного образования и обеспечения профессионального образования и профессиональной подготовки лиц с ОВЗ и инвалидов в колледже создано структурное подразделение- Центр профессиональной реабилитации обучающихся с ОВЗ и инвалидов. Предусмотрен штат сотрудников центра в составе:
- Руководитель центра,
- Педагог психолог,
- Врач,
- Медицинская сестра,
- Социальный педагог.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Адаптированная образовательная программа профессиональной подготовки по профессии «Кухонный рабочий» обеспечена учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам (профессиональным модулям) учебного плана.
Обеспечивается доступ каждого обучающегося к библиотечным фондам. Библиотечный фонд укомплектован основной и дополнительной учебной литературой. Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания. Имеются учебные пособия, опорные схемы, конспекты, разработанные преподавателями и мастерами производственного обучения, которые в целом охватывают учебный материал, предусмотренный учебными программами дисциплин и профессиональным модулям.
При проведении теоретических занятий используется мультимедиа комплексы, что обеспечивает наглядность процесса обучения и повышает его качество.
На договорной основе используется специальное техническое средство звукоусиливающая аппаратура (Портативная информационная система Исток-2А) для слабослышащих обучающихся.
Для успешного педагогического обучения инвалидов в колледже созданы комфортные и доступные условия: оборудованы пандусы в учебный корпус и спортивный зал; обеспечена без барьерная зона первых этажей учебного корпуса и корпуса столовой (учебно- производственного участка для подготовки технологов, поваров, пекарей и кухонных рабочих); приспособлены санитарно- гигиенические комнаты; на первом этаже оборудован компьютерный класс, конференц- зал, буфет; в кабинете ПЭВМ созданы условия для дистанционного обучения инвалидов. В соответствии с программой реабилитации инвалида (при необходимости) разрабатывается индивидуальная образовательная программа, осуществляется адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям обучающихся, учебный процесс корректируется в соответствии с особенностями и потребностями инвалидов.
Педагогическими средствами созданной в колледже здоровье сберегающей среды являются: адаптивная физическая культура, спортивные секции, спортивные соревнования, игры, праздники, участие в сдаче норм ГТО, проводимые в спортивном зале колледжа.
Контроль состояния здоровья обучающихся осуществляется медицинскими работниками колледжа, (имеется лицензированный медицинский кабинет).
Врачами учреждений здравоохранения через медицинские осмотры. Для обучающихся с ОВЗ ежегодно организуется оздоровительная смена в санаторий-профилакторий системы профессионального образования Ярославской области.
Важную роль в создании и развитии здоровьесберегающей среды колледжа играет служба психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, куда входят: руководитель Центра профессиональной реабилитации, социальный педагог, педагог-психолог, врач, медицинский работник, мастера производственного обучения, классные руководители. Коллегиальным органом управления службы сопровождения является Психолого-медико-педагогический консилиум, который решает задачи получения и комплексного анализа необходимой информации о психофизиологических особенностях обучающегося, его потребностях и уровне развития; принимает решения по стратегии сопровождения и организации деятельности участников образовательного процесса для оказания необходимой поддержки и помощи обучающемуся, способствует предупреждению проблем развития; оказанию помощи в социализации, в преодолении учебных трудностей, в разрешении проблем взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями. Психолого-медико-педагогический консилиум, в случае необходимости, даёт рекомендации по направлению и содержанию реализации коррекционно- развивающего компонента адаптивно-воспитательной системы колледжа в отношении отдельных обучающихся с ОВЗ.
Воспитательное воздействие внеучебной деятельности связано с включением обучающихся с ОВЗ в социальный контекст студенческой жизни, расширение доступного им репертуара социальных ролей, а за счет этого – повышение уровня социальной адаптации. Признаком адаптивности воспитательной среды колледжа является разнообразие видов организованной внеучебной деятельности, что позволяет удовлетворить потребности студентов с ОВЗ в соответствии с их возможностями и интересами. Основными педагогическими средствами являются: реализация дополнительных общеразвивающих программ, волонтёрское движение, социальные акции.
Дополнительное образование направлено на создание условий для развития личности, повышение мотивации к познанию и творчеству; на профилактику асоциального поведения; на укрепление психического и физического здоровья обучающихся, поддержание позитивного эмоционального состояния. Программы дополнительного образования, разработанные в Заволжском политехническом колледже, адаптированы для обучающихся с ОВЗ и инвалидов, т.е. учитывают их особые образовательные потребности, возрастные и психофизические особенности.
В рамках дополнительного образования работает кружок профессиональной направленности «Занимательная кулинария», функционируют спортивные секции: по общей физической подготовке (ОФП), по волейболу, по настольному теннису. Для обучающихся с ОВЗ реализуется социально- педагогическая программа «Стимул», направленная на развитие коммуникативных навыков, освоение методов психологической защиты, формирование умений самопрезентации, изучение методик активного поиска работы.
Студенческое общежитие расположено на территории ГПОАУ ЯО Заволжского политехнического колледжа.